Для того чтобы
правильно организовать пространство офиса, необходимо четко определить главные
зоны: рабочие места персонала, кабинеты руководителей и презентационную часть.
Персонал
"располагается" в помещениях, где все нужно обустроить функционально
и просто. Людям должно быть комфортно находиться рядом друг с другом. Начальник
отдела иногда может сидеть рядом со своими подчиненными, а иногда для него
предусмотрен отдельный кабинет. Это зависит от управленческих задач компании:
сближать руководящий состав и среднее звено или сохранять между ними дистанцию.
В рабочей зоне цвет
стен, ковровых покрытий, как правило, должен гармонировать с расцветками
офисной мебели, обычно используют пастельные тона.
Предпочтительнее
серый, голубой и зеленый цвета. Они практичны и функциональны. Но какое-нибудь
яркое цветовое пятно не помешает. Будет это цветок или постер — особой роли не
играет. Важно другое. Картины с динамичным сюжетом, к примеру, способны в
некотором роде программировать людей на активность в работе. И наоборот, в
отделе, где все кипит и бурлит, на стены часто вешают спокойные пейзажи — они
способны подарить сотрудникам некоторое расслабление. Иногда дизайнеры просто
устанавливают рядом с "тусклыми" рабочими местами что-нибудь яркое,
например, диван. Это также дает возможность эмоциональной разгрузки.
Чисто-белый и черный
цвета, которые в одежде считаются особо элегантными, в интерьере нежелательны.
Хотя порой они используются фирмами, часто в целях экономии. У дизайнеров даже
есть такое понятие "черно-белый офис" — так они называют
"дешевый" офис, где и отделка, и мебель — низкого класса.
Презентационная часть
офиса рассчитана на клиента и должна демонстрировать статус компании.
Разумеется, отделочные материалы здесь должны быть дороже, чем в рабочих зонах.
Отделка должна четко соответствовать направлению деятельности компании. К
примеру, консервативному банку подойдет дорогой мрамор и ценные породы дерева,
а динамичной интернет-компании — современные металлы и разнообразный линолеум.
Уже на ресепшене клиент должен понимать, что присуще данному месту: солидность
или активность, гибкость или консерватизм. А VIP-зоны и переговорные комнаты
все-таки рекомендуется оформлять классически. "Состоятельность фирмы
подчеркивает потраченное как бы впустую офисное пространство: посетители видят,
что компания может себе позволить большой холл и приемные. Иногда дизайнеры
устанавливают в них искусственные фонтаны или аквариумы: "водные
виды", как правило, успокаивают и тем самым способствуют нормальной
атмосфере.
В директорском
кабинете весьма важен хороший вид из окна. Офисы, "выходящие" на
Красную площадь, сдаются по совершенно "особой" цене. Часто дизайнеры
даже имитируют панорамные виды. Одна из внутренних стен кабинета руководителя делается
стеклянной. это дает возможность не только как бы раздвинуть пространство, но и
наблюдать за сотрудниками. С их стороны стекло может быть затемнено,
декорировано или просто занавешено жалюзи. Размер директорской комнаты должен
быть по возможности большим. Особенно если планерки проводятся непосредственно
у руководства. Впрочем, кабинет может быть небольшим и уютным, но в таких
случаях к нему обычно примыкает просторная комната для совещаний. Для
оформления кабинета подойдут оригиналы картин дорогих художников или же
произведения именитых дизайнеров. Их можно рассматривать и как дополнительные
активы компании.
Рабочие зоны для
персонала и руководства различаются размерами. Первые — сугубо эргономичны,
т.е. на минимум квадратных метров обычно стараются разместить как можно больше
рабочих мест. На одного человека должно приходиться не менее 5-7 кв. метров. Это
общепринятая цифра. Хотя бывают случаи, когда даже необходимый минимум
уменьшается. Тут многое зависит от конфигурации помещения. В комнате для
персонала большого размера можно поставить несколько офисных перегородок и
выиграть лишнюю площадь, используя часто пустующие места в середине. Но этого
нельзя сделать, к примеру, в отреставрированных старых особняках, где есть так
называемое комнатное членение и на каждой комнате "теряется" одно
рабочее место. Если вы располагаете большой комнатой с множеством персонала,
планирование рабочих мест должно быть обусловлено спецификой работы и
соответствовать рабочим циклам. Архитекторы считают, что запихнуть несколько
отделов в одну комнату, какая бы большая (100, 200, 300 кв. м) она ни была, —
нельзя, но, к сожалению, нередко этот принцип нарушается. Многое здесь зависит
от целей руководства: кто-то нацелен на интеграцию, кто-то, наоборот, склонен
разделять отделы. Иногда места для персонала планируются как бы "на
вырост", с потенциальной возможностью создавать дополнительные рабочие
места на этих же площадях. Как правило, в этом случае используются мобильные
перегородки. Правда, при этом чаще всего "забывают" о
"положенных" 5 кв.
м на человека. Как ни странно, даже экономя на рабочих
местах, многие компании все равно оборудуют комнаты для отдыха, хотя было бы
лучше отдать эти метры своим сотрудникам. Ведь мало кто будет проводить свой
единственный свободный обеденный час, просиживая в комнате отдыха. Очень
хорошим решением может стать зонирование помещения на рабочую зону и зону
отдыха. Функцию контроля выполняет "соединяющий" эти пространства
турникет, куда сотрудник обязан вставить специальную карточку, при помощи
которой учитывается, сколько своего времени он провел в разных
"зонах". Особенно ценно это при почасовой оплате и к тому же
кардинально решает вопрос с курильщиками (если курить в здании, конечно,
разрешено).
То есть деньги решают многое,
но не все. Грамотно разместив зоны в офисе и подобрав цветовую гамму, можно при
минимальных расходах добиться максимального эффекта.