В настоящее время на российском
рынке недвижимости не существует общепринятой трактовки понятия
«интеллектуальное здание». Справедливости ради добавим, что и на Западе его
концепция постоянно меняется и дополняется. В современном представлении степень
«интеллектуальности» здания не определяется только техническим оснащением.
«Традиционно при описании «интеллектуального» здания выделяют четыре
ключевые составляющие: структуру, системы, обслуживание и управление. Сегодня
«интеллектуальное» здание определяется как здание эффективное и «здоровое», —
говорит аналитик офисной недвижимости компании Colliers International Регина
Лочмеле. — Акцент делается не только на внедрении технологических новинок и использовании
ресурсосберегающих систем. В современном «интеллектуальном» здании особенно
важно обеспечить как физическое, так и психологическое здоровье людей».
По словам Регины Лочмеле, «интеллектуальный» офис рассматривается не
просто как объект недвижимости для размещения персонала и оборудования, а как
важный инструмент, способствующий достижению стоящих перед компанией задач.
«Интеллектуальный» офис позволяет избежать «синдрома нездорового здания» (sick
building syndrome), который иногда возникает у тех, кто работает в здании,
построенном из материалов с примесью опасных для здоровья компонентов. Об этом
аспекте «интеллектуальности» недвижимости российские девелоперы не задумываются
вовсе.
Другая обязательная составляющая — наличие компьютерной или контроллерной
системы управления различным инженерным оборудованием. Чем больше подсистем
охвачено управлением, тем более «умным» считается здание (поэтому считать
здание «интеллектуальным» из-за наличия сложнейшей электронной «начинки» не
совсем неправильно). В общих чертах суть «умного» здания можно описать так:
компьютерная система, которая самостоятельно собирает информацию о температуре,
влажности воздуха, об уровне освещенности и других параметрах состояния
окружающей среды и микроклимата в помещении и посылает управляющие сигналы
инженерному оборудованию, которое корректирует текущее состояние здания.
Например, при пожаре автоматика отключит вентиляцию и кондиционеры,
повернет камеры видеонаблюдения к очагу возгорания, приведет в действие системы
пожаротушения и дымоудаления, при повреждении водопроводных или газовых труб
изолирует поврежденные участки. В пустых помещениях будет выключен свет и
снижена интенсивность вентиляции. Система управления способна согласовывать
работу инженерных систем, оценивая состояние сенсоров, датчиков, отрабатывая
команды с пультов управления в зависимости от времени суток, времени года и т.
п.
Для того чтобы здание можно было назвать «интеллектуальным», в нем
должно функционировать порядка трех десятков различных систем, в том числе
системы управления лифтами, вентиляцией, кондиционированием, энергопитанием,
подачей холодной и горячей воды, телефонной связью, доступом в интернет,
локальной сетью и др. К числу основных средств и систем обеспечения
интеллектуальных зданий также относятся программные и аппаратные средства
защиты информации; охранная и пожарная сигнализации; системы ограничения
доступа в помещения; внутреннее видеонаблюдение; контроль освещения и
использования электроэнергии и коммунальных ресурсов.
Почти все столичные девелоперы, внедряя один или несколько
автоматизированных элементов, спешат назвать свой объект «интеллектуальным». По
мнению директора департамента офисной недвижимости и инвестиций компании
Colliers International Олега Мышкина, большинство недавно построенных в Москве
зданий класса А относится к «интеллектуальным». «Можно с уверенностью сказать,
что такие здания, как Boulevard Ring Office Building на Чистопрудном бульваре,
проект компании Enka в «Москва-Сити», «Кантри-Парк» и многие другие оборудованы
такими системами», — уточняет он.
«Интеллектуальными» также считаются здания Московского международного
дома музыки, «Берлинский дом», конгресс-центр МПС РФ, «Башня на Павелецкой»,
аэропорт «Домодедово», спортивный комплекс Olympic Star, «Аврора бизнес-парк»,
административные здания ЛУКОЙЛа, Газпрома, Сбербанка, пятизвездочные отели
«Мариотт», «Балчуг Кемпински», «Шератон Палас», «Метрополь», «Националь» и
другие здания. Но определить действительную степень их «интеллектуальности»
сложно.
Строителей можно понять: они преследуют вполне определенную цель —
привлечь внимание покупателей. Ведь при всех «наворотах» внешне
интеллектуальное здание ничем не отличается от обычного объекта, и на первый
взгляд разница заметна только по стоимости продажи или аренды. Оснащение
«интеллектом» здания класса А повышает его себестоимость на 25–35%. При продаже
или сдаче в аренду «умные» системы увеличивают рентабельность здания на 40–60%.
Однако прежде девелоперу придется подробно объяснить неискушенному и консервативному
российскому клиенту, что такое «интеллектуальное» здание и почему его
строительство и аренда обходятся дороже. Далеко не все клиенты готовы платить
за «умные системы», в преимуществе которых можно убедиться спустя несколько
месяцев эксплуатации.
Дом с умом
«Интеллектуальные» жилые здания в основном представляют собой особняки
и находятся в Подмосковье. «Минимальный набор для частного дома включает
автономное отопление, водо- и газоснабжение, охранные и пожарные системы,
управление электроэнергией, сервисные службы (чистка бассейна, полив газона,
закрытие и открытие рольставней), систему оповещения», — отмечает управляющий
директор компании Blackwood Марина Маркарова. По ее мнению, многоквартирность
ограничивает многие функции «интеллектуального» здания, а некоторые делает в
принципе невозможными.
Хотя некоторые риэлторы считают, что «интеллектуальные» жилые дома в
черте города все-таки есть, называя в качестве примеров «Времена года»,
«Патриарх», «Венский дом», «Коперник» и «Чайку».
Если спрос на офисные «интеллектуальные» здания подстегивается
дефицитом коммерческой недвижимости класса А, то в жилом секторе главную роль
при оснащении дома или квартиры «интеллектом» играют пожелания хозяина и вопрос
престижа. На сегодняшний день возможность сделать квартиру «интеллектуальной»
воспринимается скорее как игра для взрослых. Потенциальные заказчики «умных»
систем — молодые люди, которые зачастую не располагают нужным количеством
денег, а те, кто мог бы себе это позволить, — слишком консервативны во вкусах и
предпочтут, например, охранника во дворе и трехметровый забор «умной» системе
сигнализации.
По мнению Марины Маркаровой, для основной части клиентов наличие
системы «умный дом» — это не первый и даже не второй решающий фактор при выборе
жилья. Помимо объективных финансовых причин распространению «интеллектуальных»
зданий мешают предрассудки. Бытует заблуждение, что «умный» дом крайне сложен в
управлении, его нельзя доверить детям и престарелым людям. Экономия ресурсов и
удобство управления покупателями учитываются редко.
Человеческий фактор
Кроме всего прочего, медленное распространение «интеллектуальных»
зданий связывают с недостатком квалифицированных специалистов. Дело в том, что
кроме установки системы «умный дом» необходимо и дальнейшее профессиональное
управление объектом. Эксперты рынка недвижимости сходятся во мнении, что в
России до сих пор не изучен рынок оборудования для «интеллектуальных» зданий,
не существует долгосрочной аналитики по их эксплуатации и критериев надежности
использования подобных систем.
На отечественном рынке в сфере управления элитной и тем более
«интеллектуальной» недвижимостью эффективно работают лишь несколько компаний,
которые способны предложить высокий уровень сервиса. Отсутствие стандартов
приводит к тому, что каждый производитель создает замкнутую систему
оборудования, ориентированного только на собственный бренд. Это создает
зависимость клиента от управляющих компаний, которые зачастую работают как
дочерние предприятия компаний-собственников «умных» зданий. К тому же для
жильцов и арендаторов «интеллектуальность» значительно повышает
эксплуатационные расходы. Возможно, именно поэтому застройщики не хотят
рисковать, внедряя дорогие устройства.
Стоит заметить, что из-за высокой стоимости «интеллектуальных» систем
их нельзя воспринимать как средство сберечь деньги. Дело в том, что на Западе
подобные проекты осуществляются исключительно на кредитные средства, главный
момент — экономия электроэнергии, топлива для котельных, зарплаты
обслуживающего персонала. Но пока в России низкие цены на тепло, воду и
электроэнергию, небольшие зарплаты обслуживающего персонала и очень высокая
стоимость кредитных ресурсов. Поэтому у нас уже успели разочароваться в
«интеллектуальных» зданиях. По словам Р. Лочмеле, практика рынка офисной
недвижимости Москвы свидетельствует, что в настоящее время основными
арендаторами помещений в «интеллектуальных» или приближающихся к ним по
характеристикам зданиях являются крупные международные компании, а доля
российских фирм незначительна.