Настенная роспись Как ни крути, а
прогресс не всегда вносит в нашу жизнь красоту. Удобство — да. Обои, плитка,
побелка — вот, что ныне украшает стены и потолки подавляющего большинства
домов. Древнее искусство настенной росписи мы вспоминаем лишь попадая в
некоторые из общественных заведений — дворцы культуры, школы, детские сады.
Позволить украсить себе стены живописными пейзажами — дело хлопотное и всё же…
Посмотрите на
фотографии. Неужели бы нам не хотелось, чтобы окружающее однообразное
пространство раздвинулось, ожило, заиграло красками, перенесло нас на берег
моря, или в тропические джунгли?
В зависимости от
помещения, материала стены, температуры, влажности воздуха и других технических
факторов роспись традиционно делалась либо в виде фрески (водо-растворимыми
пигментами по сырой штукатурке), либо темперно-клеевыми красками (пигментами,
замешанными на яйце или казеиновом клее), либо красками на расплавленном воске
(энкаустикой), либо масляными красками по сухой штукатурке. Ещё один вариант —
живопись на деревянной панели или на холсте, который затем наклеивался на
стену.
Исторически в
монументальном искусстве наибольшее распространение получили фрески и
темперно-клеевая живопись. С 70-х годов прошлого века масляные краски,
применяемые в Европе для росписи и колеровки стен, были окончательно вытеснены
водостойкой темперой. Она лучше пропускает воздух, её можно мыть, в помещении
темпера экологичнее масляных покрытий. Начиная с 50-х годов нынешнего столетия
художники взяли на вооружение водоэмульсионные, водно-дисперсные и акриловые
краски как наиболее стойкие, лёгкие в приготовлении, быстросохнущие, хотя и до
сих пор недешёвые.
А началось всё ещё с
ритуальных рисунков, которыми наши пращуры стали украшать мрачные стены пещер.
В начале III тысячелетия до новой эры египетские художники начали расписывать
стены гробниц сценами предполагаемой загробной жизни. В Минойском искусстве на
острове Крит впервые на стенах зданий появились фрески, датируемые 1700 г. до н. э.
В римских домах I
века до н. э., сохранившихся в Помпеях, Геркулануме, Остии, именно расписанные
художниками стены являются своеобразным лицом жилища. Стенная живопись,
выполненная восковыми красками, главенствует в интерьере. Она свидетельствует
не только о вкусах, культурном уровне владельца дома, но и характеризует его
общественный статус, политическую принадлежность, материальные возможности.
Вторым рождением в
Европе монументальная роспись стен обязана гению Джотто ди Бондоне. Его фрески
в капелле Arena в Падуе произвели революцию в средневековом изобразительном
искусстве. Выдающиеся мастера фресковой живописи эпохи Возрождения — Фра
Анжелико, Мазаччо, Пьеро делла Франческа. Непревзойдённых вершин в этой технике
достигли Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микельанжело. Художники-маньеристы Паоло Вернезе
и Джулио Романо научились мастерски использовать в настенных росписях эффект
иллюзии. Крупнейший художник-монументалист барокко, писавший маслом на холстах
и деревянных панелях, которые затем укреплялись на стенах, — Питер Пауль
Рубенс. Кстати, по латыни стена — murus, отсюда и художников, занимающихся
росписью стен прозвали муралистами.
В XIX столетии
наиболее значительными стенными росписями считаются работы романтика Эжена
Делакруа. В нашем веке мексиканские муралисты — прежде всего Диего Ривера, Хосе
Клементе Ороско и Давид Альфаро Сикейрос, — пользуясь всеми известными
техниками, создали сотни монументальных росписей, украсивших стены общественных
зданий Мехико.
Со времён Петра
Великого в России монументальная стенная роспись (и в интерьере, и на фасадах)
была обусловлена требованиями архитектуры и воспринималась как её органическая
часть. У истоков формирования светских жанров этого искусства оказались
приглашённые в Россию итальянские и французские мастера. Известные
художники-декораторы Д. Валериани, С. Торелли, П. Г. Гонзага, Д.-Б. Скотти, А.
Виги, а также выдающиеся итальянские архитекторы Ф.-Б. Растрелли, Д. Кваренги,
шотландец Ч. Камерон и др. подготовили блестящую плеяду русских живописцев-
монументалистов, выполнявших вместе с ними многочисленные заказы императорского
двора.
В середине XVIII
столетия в России появились национальные кадры мастеров европейского класса. В
их творчестве органично слились западная и русская традиции внутреннего и
внешнего оформления зданий. Русские архитекторы О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А.
Г. Григорьев, по чьим проектам возводились многочисленные общественные и
частные строения в пострадавшей от пожара 1812 г. Москве, уделяли
пристальное внимание внутреннему декору, в том числе росписи потолков и стен.
Не без влияния этих мастеров в моду входят альфрейная живопись, стильные
гризайли, живописные архитектурные «обманки», разнообразная колеровка и
цветовой декор стен в зависимости от назначения помещений. Такой подход к
оформлению интерьера позволял минимальными средствами достичь максимального
эффекта.
Выбор цвета,
декоративная колеровка потолка и стен в интерьере — ремесло не менее древнее,
чем искусство настенной росписи. Более того, в их основе лежат общие
технические приёмы, одни и те же материалы. Приступая к стенной росписи,
художник предварительно должен решить вопрос цветовой гаммы стен в целом.
Известно, что каждый
цвет определённым образом воздействует на человека психологически и
физиологически: голубой успокаивает, красный возбуждает, жёлтый «заряжает» энергией.
В комбинации, однако, те же краски способны произвести совершенно иной эффект.
Разноцветные стены, колористические вариации в виде чередующихся полос,
декоративные фризы, настенные орнаменты — это лишь малая толика
художественно-оформительского арсенала.
Выбор цвета и приёмов
декоративной колеровки обусловлен многими факторами. Главные из них — общая
стилистическая установка архитектора, назначение помещения, степень его
естественной освещённости, размеры, соотнесённость со смежными комнатами,
залами, коридорами, лестницами.
В жилых постройках
XVIII-начала XX веков высота потолков составляет, как правило, 5,5-4 м. В спальне или кабинете с
высоким потолком человек может чувствовать себя неуютно. Но достаточно окрасить
потолок чуть темнее, чем стены или воспользоваться техникой теней (плавного
перехода оттенков от более тёмных на потолке к более светлым на стене), чтобы
визуально уравнять архитектурные пропорции и сделать помещение уютным.
Напротив, в
современных домах, а также в мансардных помещениях потолки низкие — 3 м и менее. Это создает у
находящегося в комнате человека ощущение тесноты и несвободы. Проблема решается
подбором светлых тонов при покраске стен и потолка, при этом потолок должен
быть светлее стен. Живописный фриз плюс цокольные декоративные панели и стена
между ними в тех же тонах, что и область над фризом, также позволяют
«приподнять» потолок художественными средствами.
В комнатах, куда не
проникает естественный свет, — в подвальных помещениях, ванных и т. д. — решить
проблему восприятия пространства только путём подбора цвета стен и потолка
нельзя. Краска лишь отражает световой поток, поэтому наряду с использованием
светлых тонов в таких помещениях необходимо правильно организовать
искусственное освещение.
Определённым эпохам и
художественным стилям присущи свои устойчивые комбинации цветов. Что даёт
художникам-декораторам основание оперировать такими понятиями, как цвета
итальянского Ренессанса, XVIII столетия, времён королевы Виктории и короля
Эдварда, стиля арт-деко и пр.
Для итальянского
Ренессанса характерно применение большого количества природных пигментов,
используемых в технике фрески. Путём добавления в цвета спектра белой и чёрной
краски художники создавали множество тонов и оттенков. Наиболее
распространёнными были «земляные» краски — сырая и жжёная охра и умбра.
В Европе XVIII века
стены внутри здания красились недорогой и простой в применении клеевой темперой
(в её состав часто входили жёлтая охра или окисел красного цвета).
Использовались и менее распространённые составляющие, например, бычья кровь,
придававшая краске ржаво-розовый оттенок. Состоятельные владельцы особняков
предпочитали окрашивать темперой потолки, тогда как стены декорировались
масляными красками. В состав последних входили тот или иной пигмент, белила и
льняное масло. Была популярна имитирующая фактуру дерева ценных пород покраска
дверей, ставен, элементов внутреннего декора. Наряду с распространёнными
комбинациями тонов от белого до ярко-жёлтого, в конце столетия входят в моду
дорогие краски цветочных оттенков, а также соломенного, апельсинового,
лимонного, оливкового, персикового и небесно-голубого цветов.
Вплоть до 50-х годов
XIX столетия доминирующим цветом английского интерьера и экстерьера был
зелёный. В целом же колористический выбор определялся индивидуальными
особенностями помещения. Стены комнат с недостаточным естественным освещением
обычно делались красными, сиреневыми, тёмно-жёлтыми или желтовато-розовыми. В
солнечных помещениях свет приглушался теневой покраской в диапазоне от голубого
до зелёного. В 90-е годы на смену масляным и газовым светильникам пришло
электричество. Новый тип освещения повлёк за собой необходимость иных цветовых
решений. В Англии начали делать стены комнат светлыми, часто белыми.
В начале XX столетия
в декоративной отделке стен и потолков также получили распространение светлые
тона. В целом в английском интерьере 20-30-х годов преобладали мягкие кремовые
и коричневые краски. Тем не менее, пастельные оттенки зелёного и холодные
полутона голубого цвета не выходили из моды.
В вопросах стенной
росписи современные европейские дизайнеры активно обращаются к опыту
предшественников. Но работают почти исключительно современными темперными и
акриловыми красками. Западный частный интерьер разнообразен и многолик. Не
теряют популярности альфрейная роспись стен в анфиладах дворцовых зал,
барочно-рокайльные живописные аллегории, архитектурные и декоративные «обманки»
классицизма.
Но, наряду с ними,
опять в моде растительно-зоологические панно и росписи стен в духе модерна и
пост-модерна (в комнатах для гостей, зимних садах). Многие выбирают иллюзорную
живопись на стенах гостиных. Предпочтителен эффект окна или иллюминатора, за
которым простираются горный ландшафт, подводный коралловый риф и пр.
Работы выдающегося
художника-муралиста Артура Спенсера Робертса представляют интерес не только для
ценителей британской монументальной живописи. Кисти мастера принадлежат росписи
потолков и стен во дворце Port Lympne, построенном в начале века сэром Филиппом
Сассуном в качестве резиденции для приёма и отдыха высокопоставленных гостей. В
доме и прилегающих к нему садах и парках работали и отдыхали Гарольд Вильсон,
Ллойд Джордж, Уинстон Черчилль, Бернард Шоу, Томас Лоуренс, Чарли Чаплин и
другие известные личности.
В годы Второй мировой
войны германская авиация разрушила часть дома, оформленную известным
художником-декоратором балетов Дягилева Jose-Marie Sert the Catalan. В 1985 г. на средства г-на
John Aspinall А. Спенсер Роберте взялся за масштабную работу по восстановлению
интерьера так называемой «живописной комнаты». При росписи потолков и стен он
использовал сюжеты из жизни диких животных. Как художник-анималист А. Спенсер
Роберте приобрёл опыт во время военных действий в предгорьях Гималаев. Ему не
раз приходилось отправляться в джунгли, где он наблюдал за повадками диких
зверей. На стенах и потолке просторного помещения «живописной комнаты» мастер
изобразил свыше 220 разновидностей зверей и птиц. И всё это на фоне
величественных снежных гор, среди тропических джунглей и на берегах полноводной
реки.
Цветовой дизайн стен
и потолков требует не только от художника-декоратора, но и от заказчика
определённых знаний о существующих стилях. Задача оформления стен под силу лишь
профессионалам. Она становится на порядок сложнее, если в интерьере планируется
также роспись потолка.
Сейчас спрос на
настенные и потолочные росписи постоянно растёт. К сожалению, не так много
мастеров способных профессионально и стильно справится с этим. Будем надеяться,
что спрос породит предложение и воскресит к жизни это прекрасное и древнее
искусство.
Как ни крути, а
прогресс не всегда вносит в нашу жизнь красоту. Удобство — да. Обои, плитка,
побелка — вот, что ныне украшает стены и потолки подавляющего большинства
домов. Древнее искусство настенной росписи мы вспоминаем лишь попадая в
некоторые из общественных заведений — дворцы культуры, школы, детские сады.
Позволить украсить себе стены живописными пейзажами — дело хлопотное и всё же…
Посмотрите на
фотографии. Неужели бы нам не хотелось, чтобы окружающее однообразное
пространство раздвинулось, ожило, заиграло красками, перенесло нас на берег
моря, или в тропические джунгли?
В зависимости от
помещения, материала стены, температуры, влажности воздуха и других технических
факторов роспись традиционно делалась либо в виде фрески (водо-растворимыми
пигментами по сырой штукатурке), либо темперно-клеевыми красками (пигментами,
замешанными на яйце или казеиновом клее), либо красками на расплавленном воске
(энкаустикой), либо масляными красками по сухой штукатурке. Ещё один вариант —
живопись на деревянной панели или на холсте, который затем наклеивался на
стену.
Исторически в
монументальном искусстве наибольшее распространение получили фрески и
темперно-клеевая живопись. С 70-х годов прошлого века масляные краски,
применяемые в Европе для росписи и колеровки стен, были окончательно вытеснены
водостойкой темперой. Она лучше пропускает воздух, её можно мыть, в помещении
темпера экологичнее масляных покрытий. Начиная с 50-х годов нынешнего столетия
художники взяли на вооружение водоэмульсионные, водно-дисперсные и акриловые
краски как наиболее стойкие, лёгкие в приготовлении, быстросохнущие, хотя и до
сих пор недешёвые.
А началось всё ещё с
ритуальных рисунков, которыми наши пращуры стали украшать мрачные стены пещер.
В начале III тысячелетия до новой эры египетские художники начали расписывать
стены гробниц сценами предполагаемой загробной жизни. В Минойском искусстве на
острове Крит впервые на стенах зданий появились фрески, датируемые 1700 г. до н. э.
В римских домах I
века до н. э., сохранившихся в Помпеях, Геркулануме, Остии, именно расписанные
художниками стены являются своеобразным лицом жилища. Стенная живопись,
выполненная восковыми красками, главенствует в интерьере. Она свидетельствует
не только о вкусах, культурном уровне владельца дома, но и характеризует его
общественный статус, политическую принадлежность, материальные возможности.
Вторым рождением в
Европе монументальная роспись стен обязана гению Джотто ди Бондоне. Его фрески
в капелле Arena в Падуе произвели революцию в средневековом изобразительном
искусстве. Выдающиеся мастера фресковой живописи эпохи Возрождения — Фра
Анжелико, Мазаччо, Пьеро делла Франческа. Непревзойдённых вершин в этой технике
достигли Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микельанжело. Художники-маньеристы Паоло Вернезе
и Джулио Романо научились мастерски использовать в настенных росписях эффект
иллюзии. Крупнейший художник-монументалист барокко, писавший маслом на холстах
и деревянных панелях, которые затем укреплялись на стенах, — Питер Пауль
Рубенс. Кстати, по латыни стена — murus, отсюда и художников, занимающихся
росписью стен прозвали муралистами.
В XIX столетии
наиболее значительными стенными росписями считаются работы романтика Эжена
Делакруа. В нашем веке мексиканские муралисты — прежде всего Диего Ривера, Хосе
Клементе Ороско и Давид Альфаро Сикейрос, — пользуясь всеми известными
техниками, создали сотни монументальных росписей, украсивших стены общественных
зданий Мехико.
Со времён Петра
Великого в России монументальная стенная роспись (и в интерьере, и на фасадах)
была обусловлена требованиями архитектуры и воспринималась как её органическая
часть. У истоков формирования светских жанров этого искусства оказались
приглашённые в Россию итальянские и французские мастера. Известные
художники-декораторы Д. Валериани, С. Торелли, П. Г. Гонзага, Д.-Б. Скотти, А.
Виги, а также выдающиеся итальянские архитекторы Ф.-Б. Растрелли, Д. Кваренги,
шотландец Ч. Камерон и др. подготовили блестящую плеяду русских живописцев-
монументалистов, выполнявших вместе с ними многочисленные заказы императорского
двора.
В середине XVIII
столетия в России появились национальные кадры мастеров европейского класса. В
их творчестве органично слились западная и русская традиции внутреннего и
внешнего оформления зданий. Русские архитекторы О. И. Бове, Д. И. Жилярди, А.
Г. Григорьев, по чьим проектам возводились многочисленные общественные и
частные строения в пострадавшей от пожара 1812 г. Москве, уделяли
пристальное внимание внутреннему декору, в том числе росписи потолков и стен.
Не без влияния этих мастеров в моду входят альфрейная живопись, стильные
гризайли, живописные архитектурные «обманки», разнообразная колеровка и
цветовой декор стен в зависимости от назначения помещений. Такой подход к
оформлению интерьера позволял минимальными средствами достичь максимального
эффекта.
Выбор цвета,
декоративная колеровка потолка и стен в интерьере — ремесло не менее древнее,
чем искусство настенной росписи. Более того, в их основе лежат общие
технические приёмы, одни и те же материалы. Приступая к стенной росписи,
художник предварительно должен решить вопрос цветовой гаммы стен в целом.
Известно, что каждый
цвет определённым образом воздействует на человека психологически и
физиологически: голубой успокаивает, красный возбуждает, жёлтый «заряжает» энергией.
В комбинации, однако, те же краски способны произвести совершенно иной эффект.
Разноцветные стены, колористические вариации в виде чередующихся полос,
декоративные фризы, настенные орнаменты — это лишь малая толика
художественно-оформительского арсенала.
Выбор цвета и приёмов
декоративной колеровки обусловлен многими факторами. Главные из них — общая
стилистическая установка архитектора, назначение помещения, степень его
естественной освещённости, размеры, соотнесённость со смежными комнатами,
залами, коридорами, лестницами.
В жилых постройках
XVIII-начала XX веков высота потолков составляет, как правило, 5,5-4 м. В спальне или кабинете с
высоким потолком человек может чувствовать себя неуютно. Но достаточно окрасить
потолок чуть темнее, чем стены или воспользоваться техникой теней (плавного
перехода оттенков от более тёмных на потолке к более светлым на стене), чтобы
визуально уравнять архитектурные пропорции и сделать помещение уютным.
Напротив, в
современных домах, а также в мансардных помещениях потолки низкие — 3 м и менее. Это создает у
находящегося в комнате человека ощущение тесноты и несвободы. Проблема решается
подбором светлых тонов при покраске стен и потолка, при этом потолок должен
быть светлее стен. Живописный фриз плюс цокольные декоративные панели и стена
между ними в тех же тонах, что и область над фризом, также позволяют
«приподнять» потолок художественными средствами.
В комнатах, куда не
проникает естественный свет, — в подвальных помещениях, ванных и т. д. — решить
проблему восприятия пространства только путём подбора цвета стен и потолка
нельзя. Краска лишь отражает световой поток, поэтому наряду с использованием
светлых тонов в таких помещениях необходимо правильно организовать
искусственное освещение.
Определённым эпохам и
художественным стилям присущи свои устойчивые комбинации цветов. Что даёт
художникам-декораторам основание оперировать такими понятиями, как цвета
итальянского Ренессанса, XVIII столетия, времён королевы Виктории и короля
Эдварда, стиля арт-деко и пр.
Для итальянского
Ренессанса характерно применение большого количества природных пигментов,
используемых в технике фрески. Путём добавления в цвета спектра белой и чёрной
краски художники создавали множество тонов и оттенков. Наиболее
распространёнными были «земляные» краски — сырая и жжёная охра и умбра.
В Европе XVIII века
стены внутри здания красились недорогой и простой в применении клеевой темперой
(в её состав часто входили жёлтая охра или окисел красного цвета).
Использовались и менее распространённые составляющие, например, бычья кровь,
придававшая краске ржаво-розовый оттенок. Состоятельные владельцы особняков
предпочитали окрашивать темперой потолки, тогда как стены декорировались
масляными красками. В состав последних входили тот или иной пигмент, белила и
льняное масло. Была популярна имитирующая фактуру дерева ценных пород покраска
дверей, ставен, элементов внутреннего декора. Наряду с распространёнными
комбинациями тонов от белого до ярко-жёлтого, в конце столетия входят в моду
дорогие краски цветочных оттенков, а также соломенного, апельсинового,
лимонного, оливкового, персикового и небесно-голубого цветов.
Вплоть до 50-х годов
XIX столетия доминирующим цветом английского интерьера и экстерьера был
зелёный. В целом же колористический выбор определялся индивидуальными
особенностями помещения. Стены комнат с недостаточным естественным освещением
обычно делались красными, сиреневыми, тёмно-жёлтыми или желтовато-розовыми. В
солнечных помещениях свет приглушался теневой покраской в диапазоне от голубого
до зелёного. В 90-е годы на смену масляным и газовым светильникам пришло
электричество. Новый тип освещения повлёк за собой необходимость иных цветовых
решений. В Англии начали делать стены комнат светлыми, часто белыми.
В начале XX столетия
в декоративной отделке стен и потолков также получили распространение светлые
тона. В целом в английском интерьере 20-30-х годов преобладали мягкие кремовые
и коричневые краски. Тем не менее, пастельные оттенки зелёного и холодные
полутона голубого цвета не выходили из моды.
В вопросах стенной
росписи современные европейские дизайнеры активно обращаются к опыту
предшественников. Но работают почти исключительно современными темперными и
акриловыми красками. Западный частный интерьер разнообразен и многолик. Не
теряют популярности альфрейная роспись стен в анфиладах дворцовых зал,
барочно-рокайльные живописные аллегории, архитектурные и декоративные «обманки»
классицизма.
Но, наряду с ними,
опять в моде растительно-зоологические панно и росписи стен в духе модерна и
пост-модерна (в комнатах для гостей, зимних садах). Многие выбирают иллюзорную
живопись на стенах гостиных. Предпочтителен эффект окна или иллюминатора, за
которым простираются горный ландшафт, подводный коралловый риф и пр.
Работы выдающегося
художника-муралиста Артура Спенсера Робертса представляют интерес не только для
ценителей британской монументальной живописи. Кисти мастера принадлежат росписи
потолков и стен во дворце Port Lympne, построенном в начале века сэром Филиппом
Сассуном в качестве резиденции для приёма и отдыха высокопоставленных гостей. В
доме и прилегающих к нему садах и парках работали и отдыхали Гарольд Вильсон,
Ллойд Джордж, Уинстон Черчилль, Бернард Шоу, Томас Лоуренс, Чарли Чаплин и
другие известные личности.
В годы Второй мировой
войны германская авиация разрушила часть дома, оформленную известным
художником-декоратором балетов Дягилева Jose-Marie Sert the Catalan. В 1985 г. на средства г-на
John Aspinall А. Спенсер Роберте взялся за масштабную работу по восстановлению
интерьера так называемой «живописной комнаты». При росписи потолков и стен он
использовал сюжеты из жизни диких животных. Как художник-анималист А. Спенсер
Роберте приобрёл опыт во время военных действий в предгорьях Гималаев. Ему не
раз приходилось отправляться в джунгли, где он наблюдал за повадками диких
зверей. На стенах и потолке просторного помещения «живописной комнаты» мастер
изобразил свыше 220 разновидностей зверей и птиц. И всё это на фоне
величественных снежных гор, среди тропических джунглей и на берегах полноводной
реки.
Цветовой дизайн стен
и потолков требует не только от художника-декоратора, но и от заказчика
определённых знаний о существующих стилях. Задача оформления стен под силу лишь
профессионалам. Она становится на порядок сложнее, если в интерьере планируется
также роспись потолка.
Сейчас спрос на
настенные и потолочные росписи постоянно растёт. К сожалению, не так много
мастеров способных профессионально и стильно справится с этим. Будем надеяться,
что спрос породит предложение и воскресит к жизни это прекрасное и древнее
искусство.
|