Пятница, 13.12.2024
СТРОЙ И РЕМОНТИРУЙ САМ




Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ [39]
ВИДЕОСОВЕТЫ [1]
ПРАКТИЧЕСКИЕ ССОВЕТЫ [32]
Поиск
Главная » 2010 » Февраль » 22 » Настоящие ковры
18:53
Настоящие ковры

Настоящие ковры

Почему настоящие? - спросите вы. Да потому что ни один арабский чародей вроде старика Хоттабыча не смог бы взлететь на подавляющей части ковров, заполнивших наши квартиры. Даже если они сделаны из чистой шерсти (что бывает не всегда), или имеют отличнейший ворс и превосходный "персидский" орнамент.

Отбросив шутки в сторону, уточним - за НАСТОЯЩИЙ ковёр мы будем считать только ковёр созданный терпеливыми РУКАМИ женщин Востока. Ударение здесь не столько на "женщин Востока", сколько на "РУКАМИ". Ведь ковры ручной работы имеют особенность, которую не в силах воссоздать не одна машина.

Технология производства ворсовых ковров, если не вдаваться в подробности, заключается в фиксации предварительно окрашенного шерстяного ворса на параллельных нитях основы с помощью плотно "вколачиваемых" в основу перпендикулярных ей и вплетённых в неё нитей утка. Так вот, принципиальное различие между ковром и тем, что на него похоже по форме, рисунку и материалу, сводится, по большому счёту, к главному технологическому моменту и, соответственно, элементу фактуры: ворс настоящего ковра фиксируется на нитях основы узелком, и делает это не машина, а человеческие пальцы.

Машина не умеет завязывать узелки. Ворс "ковра" машинной работы просто воткнут между основой и утком. Поэтому, собираясь говорить о коврах, мы в этой статье как бы забудем о существовании ковроподобных изделий из синтетики и даже из настоящей, неплавящейся шерсти.

Краткая история ковроткачества

Ковры являются по сути дела теми аксессуарами интерьера, в которой "безмебельный" арабский Восток достиг неповторимого мастерства, проявив в полной мере и своё "пустынное" терпение и любовь к сложному изысканному орнаменту.

Точная дата возникновения ковроткачества скрывается в глубине веков. Самым древним ковром считается обнаруженный в одном из могильников горного Алтая ковёр ассирийского происхождения, возраст которого оценивается не меньше, чём в два с половиной тысячелетия. До XVI-XVII вв. ковры изготавливались в основном для собственных нужд, нежели на продажу.

Наибольшее число антикварных ковров было произведено в XVIII веке, в Персии. Именно эта страна поставила ковроткачество на промышленную основу, что в свою очередь спровоцировало рационализаторское движение, направленное на удещевление производства.

Одним из важнейших достижений персидских мастеров оказалось использование хлопка при изготовлении основы. Основа - это скелет ковра, нить, на которой он "вырастает" и держится, и она должна обладать исключительной прочностью. Для основы выбирали наиболее качественную, наиболее дорогую шерсть. Хлопок в этом случае оказался не только дешёвым, но и более надёжным заменителем шерсти. Правда, только при изготовлении. При эксплуатации ковры с хлопковой основой; ничем не отличающиеся внешне от чисто шерстяных, оказались неустойчивыми к действию влаги, сгнивали в течение нескольким десятков лет. Не в жаркой Персии конечно, а в Европе, польстившейся на восточные "прелести".

Начало промышленного производства анилиновых кpacитeлeй" (1847 год) оказалоcь ещё одной серьёзной причиной рекордных достижений в области экономии средств изготовителями ковров. Натуральные красители, использовавшиеся для окраски шерсти при кустарном производстве, были вытеснены.более яркими и дешёвыми производными анилина. Новые краски оказались эффектными, но зато менее устойчивыми к свету и к воздействию влаги, они делали шерстьболее хрупкой и, соответственно, более ломкой. Ковры стали заметно жёстче, ранее не тускневшие веками, они стали выцветать под солнцем прямо на глазах. С пользователями синтетических красителей стали бороться проверенными, восточными способами: просто брали и отсекали одну-две руки. Однако, с прогрессом таким дедовским способом не справишься, и уже к концу прошлого века синтетика полностью вытеснила натуральные красители из, красильных производств.

В середине девятнадцатого века параллельно с традиционной технологией возникло и машинное производство ковров, живее реагировавшее на требования непретенциозного рынка. И здесь рационализаторское движение не остановилось. Одним из распространённых способов "ткачества" стало прошивание двух синтетических волокон ворсом с последующим продольным их разрезанием на два "ковра-близнеца". В специализированных торгующих организациях километры этих изделий продаются под названием "палас" или именуются термином "напольное покрытие".

Как выбрать настоящий ковёр

Итак, имея представление о том, как эволюционировала технология изготовления ковров, вы решили приобрести самый-самый настоящий ковёр.

Прежде всего хорошо бы иметь ясное представление о том, для каких целей приобретается ковёр. Если ковроподобное изделие можно покупать просто, чтобы было, как у других, а то и лучше, то при выборе ковра ручной работы такой подход нецелесообразен. Эта статья вряд ли будет полезна коллекционеру антиквариата, который и без посторонней помощи оценит стоит ли предлагаемое ему изделие вложения сотен, тысяч или даже десятков тысяч долларов. А именно с таким разбросом цен имеют дело собиратели раритетов.

Но кроме непомерно дорогого антиквариата существует ведь и современное производство ковров ручной работы. Конечно уже трудно встретить такие, что вытканы на шерстяной основе или окрашены натуральными красителями. Тем не менеее встречаются настоящие ковры, изготовленные по традиционной технологии.

Критериев для выбора ковра множество, но наиболее очевидными для покупателя, кроме линейных размеров, являются высота ворса, количество узелков на единицу площади и характер рисунка. Кстати, ковёр с ворсом не всегда самое удачное приобретение. Он требует, чтобы его повесили на стену или положили на пол в таком месте, где не будут слишком часто ходить - ворс, как известно, вытирается. Тем более на него нельзя ставить мебель - придавленный ворс сохранит отпечатки её ножек на всю жизнь. Ни в коем случае ковром нельзя застилать диван. текстильная структура имеет свойство необратимо вытягиваться в тех местах, на которые регулярно давят.

Безворсовый ковёр - килим - более устойчив к нагрузкам и физическим воздействиям. Однако, если вы решите разместить его в прихожей, вам понадобится специальная резиновая подстилка, чтобы он не скользил.

По поводу плотности ковра можно сказать, что, чем больше количество узелков на одном квадратном дециметре. тем он будет плотнее. Количество узелков сказывается только на детальности рисунка и дополнительных преимуществ не даёт. Зато, в связи с трудоёмкостью процесса вязания узелков, цена более плотного ковра значительно возрастает.

Что касается рисунка, то он уже давно утратил свою национальную "принадлежность". То есть, откуда взяты мотивы орнамента сказать можно, но они не определяют страну-производителя. В Италии делают "шираз" и "бухару" с тем же успехом, что и в Курске.

Особенностями, например, "туркменского" рисунка являются тёмно-красно-коричневые тона и миниатюрный рисунок. "Азербайджанские" же ковры украшают броские медальоны геометрического рисунка. Они ярко инарядно смотрятся в любом интерьере. Так же велики, но не столь пестры медальоны "персидских" ковров. Зелёного цвета (священного для мусульман) восточные ковроделы избегают.

Уход за ковром

Покупка ковра - дело безусловно важное. Но не менее важен и правильный уход за этим прихотливым "созданием". Меньше всего забот требуют старинные ковры. Дело в том, что в процесс их выделки включался и этап "жестоких" испытаний вещи. Сотканные ковры вымачивали, вытаптывали, высушивали и выветривали, чтобы потом они не сели при стирке и имели гарантию устойчивости к физическим воздействиям.

Нынешняя технология утратила этот хлопотливый этап, чем добавила хлопот пользователям. В результате, опрокинутый на ковёр стакан чая, наверняка досадно изменит его строгую геометрию. Поэтому перед эксплуатацией купленный ковёр лучше отнести в мастерскую, где производится их влажная обработка. Именно, ВЛАЖНАЯ, поскольку в большинстве химчисток ковры чистят "всухую", продувая их перхлорэтиленом. Такая технология не только не позволяет вычистить ковёр, но и насыщает его хлоркой. А никакого полезного воздействия на его текстильную структуру не оказывает. Намоченный фрагмент после сухой чистки будет "садиться" не менее успешно, чем до неё.

Что касается длинноворсовые ковров, которые любят производить в Индии, Китае и Японии, то их вообще невозможно сдать в чистку. Грязь, скопившуюся в волосатых "недрах" вычищать никто не берётся.

Чистить ковёр нужно регулярно, даже если он выглядит вполне чистым. Дело в том, что пыль и грязь, набивающиеся в основание ворса, обладают свойством впитывать в себя из воздуха влагу. Особенно это заметно при перепадах ночных и дневных температур (в некондиционируемых помещениях). А чем опасна влага, вам, надеюсь, пронятно - в ковре "буйным цветом" распускаются грибки, именуемые плесенью.Выколачивая ковёр на снегу, пылесося его с помощью моющего пылесоса, мы, убирая часть грязи, добавляем влаги голодающим грибкам. Впрочем, шерсть настолько прочная биологическая структура, что продукты метаболизма плесени на неё практически не действуют. Чего не скажешь о хлопковой основе. Она постепенно сгнивает, хотя внешне это почти незаметно. Поэтому чистить ковёр нужно не только регулярно, но ещё и в мастерской, способной его промыть и тщательно просушить.

 

 

Категория: ОБЩАЯ ТЕОРИЯ | Просмотров: 393 | Добавил: defaultNick | Теги: персидский, история ковроткачества, ковры, Машина, Восток, Уход за ковром | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
«  Февраль 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Архив записей
Друзья сайта
Статистика
Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz