Дизайн современного
офиса — это не просто эстетика или индивидуальность. Планировка офиса, мебель,
аксессуары — своеобразная символика. В некоторой степени сродни средневековой
геральдики. Каждый элемент интерьера свидетельствует о какой-нибудь стороне
деятельности или особенности компании. Успешный бизнес и небрежный офис в
«черно-белых» тонах внешне выглядит как спортивный костюм на приеме у
английской королевы. Офис — это лицо компании, которое как может привлечь
потенциального партнера, спонсора, инвестора, так и оттолкнуть его. Поэтому все
чаще белорусские директора обращаются к дизайнерам, когда оборудуют свой офис.
Кто в фирме хозяин
«Сконструировать»
представительский офис vip-класса — высший пилотаж дизайнерского мастерства. С
домашними интерьерами проще: они несут яркий отпечаток личности хозяина и
мастеру главное угадать его пристрастия и вкусы. В интерьере офиса необходимо
творчески соединить пристрастия руководителя, корпоративный стиль компании,
передать ее статус, но при этом не «оторваться» от функциональности… Если
говорить о премиум-классе, то четких правил не существует, да они и не
приветствуются. Наоборот, ценятся именно нетрадиционные, уникальные, авторские
решения и подходы. Тем не менее, выделяют несколько общих подходов к офисному
дизайну. Правда, они не устанавливают конкретных стилевых ограничений, а лишь в
общих чертах отражают некоторые национальные традиции подхода к работе.
Американцы широко
используют в «офисостроении» концепцию open-space: просторные помещения с
перегородками, которые и ограничивают единичные рабочие зоны. Офисные столы,
как правило, большие, из светлых пород, чаще используется дерево или шпон, реже
— ламинат. Вообще американским офисам свойственны простота, добротность и
демократичность. Кабинет начальника кардинально не выделяется, не «возвышается»
над рабочими местами сотрудников.
Европейцы уделяют
большое внимание дизайну. Как правило для всех сотрудников устанавливается
одинаковая мебель или, как минимум, выполненная в одном стиле. Японская
стилистика испытала на себе строгую иерархичную структуру компаний страны
Восходящего солнца. Начальник обязательно сидит спиной к окну — лицом к
подчиненным, иногда даже несколько возвышаясь над ними. Офисные перегородки —
чаще всего мобильные, в отличии от американских и европейских более низкие,
позволяют визуально контролировать сотрудников. В общих чертах дизайна нередко
используется философия фэн-шуй: зеркала — увеличивают пространство и отражает
отрицательную энергию, небольшие бассейны или фонтаны — вода не дает
«испариться» положительным эмоциям…
Российский стереотип
офиса сложился под влиянием «партийных» десятилетий. Кабинет директора — это
лицо компании, обязательно массивный письменный стол, столешница у которого в
1,5-2 раза толще, чем у подчиненных, тон дерева или шпона — не светлее черешни…
Конечно,
вышеперечисленные концепции — условные. Ибо в офисном дизайне сейчас
преобладает эклектика: соединение стилей, эпох и подходов. Вообще мода на
офисную мебель находится в перманентном движении, постоянно изменяется,
обновляются модельные ряды, появляются новые материалы.
— Все новинки в
мебельной индустрии приходят из офисного сегмента, — утверждает Ольга
Писаренко, дизайнер-архитектор салона «Tina Vlati». — И только потом они
появляются в домашних интерьерах. Именно по офисам легче всего скорость смены
моды, цветовой гаммы, материалов… В последнее время в Беларуси больше тяготеют
к европейской концепции офисных интерьеров, начинают трепетно относится к
дизайну. Часто заказывают проекты у известных профессионалов, иногда привозят
их из-за рубежа.
Профессионалы
утверждают: офисный дизайн сохраняет актуальность максимум пять лет. Ведущие
компании обновляют интерьер и мебель в среднем каждые 2,5-3 года. Срок, за
который могут значительно поменяться предпочтения. Скажем, в России неизменной
популярностью пользуются сейчас брифинг-приставки — своеобразный атрибут
равенства. Если на прием к директору приходит подчиненный, то босс не
поднимается из-за стола — главенствует в помещении, если посетитель равен ему
по статусу — то оба присаживаются к брифинг столу, оказываясь в равных
условиях. Говорят, что эта мода вошла в широкий обиход бизнес-королей с легкой
руки Владимира Путина. Встречами президента России за брифинг-столами пестрят
все новостные передачи. Теперь многие итальянские и английские офисные
гарнитуры, продаваемые в РФ, обязательно снабжаются приставными
брифинг-элементами.
Бизнес — прежде всего
— Оформление офиса
должно сочетаться с родом деятельности, которым занимается компания, — говорит
Максим Максименко, директор дизайнерской студии «Nota Bene». — Многие компании
в качестве аксессуаров используют скульптуры, инсталяции, живопись на тему
своего бизнеса. Скажем, для нефтетрейдера — макет нефтяной вышки. Современные
технологии позволяют разнообразить офис различными неожиданными элементами
декора. В России очень популярны стеклянные прозрачные полы, в которые
монтируется продукция предприятия. Может пол «устилаться» и морской галькой, и
ракушками, и золотыми монетами…
Иногда область деятельности
компании предопределяет и стиль интерьера офиса. Например, если кабинет
президента фирмы, торгующей новейшими информационными разработками, выполнен в
манере неоклассицизма, «под старину», то у посетителей это вызовет
подсознательное недоразумение. В данном случае будет уместней дизайн в стиле
hi-tech. И наоборот, кабинет председателя правления солидного банка с
минималистским современным дизайном ассоциируется с рискованностью
капиталовложений. Ощущение надежности и солидности у партнеров скорее вызовет
обстановка в классическом стиле. В директорском кабинете важен вид из окна.
Скажем, комнаты с панорамами на исторические памятники или центральные площади
сдаются по «особой» цене. Просторный холл — косвенный признак достатка и процветания
компании: позволить себе потратить как бы впустую дорогое офисное пространство
могут только успешные предприятия. Конечно, подобные эмоции возникают
неосознанно, но первое визуальное впечатление надолго остается в подсознании.
В любом случае офис
должен быть продолжением, элементом общей концепции фирменного стиля, который в
крупных и честолюбивых компаниях включает в себя все: визитки, бланки, внешний
вид сотрудников, эмблемы, реклама… Дизайн офиса должен также подчиняться
стратегической задаче — формированию желаемого образа компании в глазах
партнеров и клиентов. Ведь в итоге это отражается на доходах фирмы.
Рабочая красота
Самое сложное в
«деловом» интерьере — «поймать» оптимальное сочетание дизайне направлений с
корпоративным стилем. Это не направление, а точнее обозначение функционального
применения помещения. Оно может быть красивым, уютным, стильным, неожиданным,
но в любом случае комфортным именно для работы. В пылу творчества дизайнеры
иногда про это забывают и тогда получаются «красивые» казусы.
В одном из минских
офисов поставили авангардный комплект итальянской мебели. Вот только не задача:
не учли габариты отечественных бизнесменов. И директорское, и гостевые кресла
были удобными, но миниатюрными, рассчитанные на поджарых худых людей. Белорусские
же коммерсанты по комплекции крепыши. В итоге и хозяин кабинета, и его гости с
трудом помещались в модный авангард, чувствовали себя в креслицах точно в
тисках — толком и повернуться невозможно.
Распорядок дня
руководителя также влияет на выбор обстановки в кабинете. Иной директор
спокойно работает только с документами, у другого — сплошные переговоры. В
первом случае в кабинете достаточно и письменного стола с тумбами и стеллажами,
во втором — необходима брифинг-приставка или отдельный столик с креслами и
диванами для более доверительного общения с деловыми партнерами. Если босс
директор крупного производства и каждый день проводит по несколько планерок не
обойтись без конференц-стола. Правда, руководитель тогда отрывается от своего
рабочего места: телефонов, «вертушек», бумаг… Поэтому идеальна т-образная
конфигурация стола: и посадочных мест достаточно, и директор не отрывается с
«насиженного» места.
Естественно,
эстетично соединить искусство, функциональность и фирменный стиль может только
профессионал. Сейчас в Минске несколько крупных компаний занимаются разработкой
проектов офисов. Правда, для оформления vip-помещений чаще советуют персонально
приглашать дизайнера. Тем более, что в республике постепенно начинают
формироваться имена офисных «художников». Крупные фирмы менее поворотливы,
зачастую обременены льготными договорными условиями с определенными
поставщиками и салонами, да и практика показывает, что наемные дизайнеры больше
нацелены на типовые решения. Но это не правило, а скорее тенденция.
В любом случае
качественная разработка интерьера обойдется не дешево. Как минимум $15 за метр
квадратный. Совершенно эксклюзивный проект с тщательным подбором отделочных
материалов, мебели, аксессуаров, плюс авторский надзор за работой строителей
будет стоить уже около $40-50. Но хороший офис этого стоит.
Резюме
Сегмент элитной
офисной мебели — лидер отрасли по динамике роста. В странах СНГ он показывает
вообще рекордные показатели увеличения спроса. По оценкам российских аналитиков
эта ниша ежегодно увеличивается на 20%. Впрочем, такой повышенный интерес к
«офисостроению» легко объясним. Закончился этап полулегальнокриминальной
коммерции и бизнесмены начинают эстетически облагораживать имидж своих
компаний. Похожие процессы происходят и на Украине, и в Казахстане.
По сравнению с
соседями в Беларуси пока наблюдается относительное затишье. Нет, у
отечественных бизнесменов уже развился и вкус, и художественно-корпоративное
восприятие, только офисов пока не хватает. Немало компаний, в том числе и
достаточно солидных и крупных, довольствуются арендованными помещениями.
Капитальный ремонт чужих стен — сомнительные инвестиции. Но специалисты
отмечают — всплеск спроса не за горами. Он наступит вместе со сдачей в
эксплуатацию бизнес-центров, которые активно возводятся в Минске. Факт: в
собственных офисах директора уже отказываются от «черно-белых» тонов,
предпочитая соответствовать мировой дизайнерской моде. Благо, белорусские
компании все больше работают с заграничными партнерами, а принимать иностранцев
в «сарае» — ставить под угрозу их лояльность и желание заключать крупные
контракты.
При подобных
прогнозах сегмент офисной мебели и дизайна выглядит весьма привлекательно. И с
точки зрения продаж западных брендов, и производства «комплектующих» для
vip-офисов. Правда, последняя ниша практически не занята. Некоторые белорусские
фабрики выпускают модельные линейки офисной мебели класса «люкс» из массива
дуба, ольхи, лиственницы, но подчас даже ручной работы, но все упирается в
дизайн и качество. На премиум пока не тянет, слишком стандартно. Поражают
воображение только выставочные варианты. Но, увы, они существуют только в
единичных экземплярах. Когда дело доходит до эксклюзивного заказа фантазия
дизайнера резко ограничивается технологическими возможностями производства.
Конечно,
конкурировать с Vitra или OAK белорусские производители смогут не скоро.
Все-таки имидж этих берндов формировался десятилетиями. Тем не менее,
необходимо постепенно ориентироваться на перспективный сегмент. Это могут
сделать даже небольшие производства. Например, выпускать качественные
аксессуары.