Размышляя о том,
каким мы хотим видеть пространство нашего офиса, часто возникает вопрос: а кто
же первым задумался об организации пространства? Как в далекие времена решалась
эта задача? Чем руководствовались древние?
Попробуем оглянуться
назад и мысленным взором увидеть Грецию и Рим в лучшие их эпохи.
Давно, когда человек
не отделял себя от окружающего мира, когда все вокруг равнялось ему самому, а
он сам охотно и легко приравнивался миру, не существовало понятия «проект».
Создание предмета архитектуры было настолько неразрывно связано с жизнью всего,
что его строительство происходило по той же модели, по какой происходило все.
Создание – это отражение мира. И основной метод этой эпохи – мимезис,
подражание. Однако уже в это время было создано то, что мы теперь называем
мебелью и предметами интерьера. Исследователи античности утверждают:
архитектурная постройка не древнее, чем вещи внутри жилища. (О.М.Фрейденберг).
В основе греческой
архитектуры, которая возникает как архитектура храма, лежали такие важнейшие
мифологические понятия, как квадрат, круг, мировое дерево, путь, тройка,
четверка, семерка, принцип симметрии и тому подобное. И важно, что каждый
предмет должен был найти свое место в храме.
В средневековье снова
заговорили о том, что сооружение должно быть разбито на отдельные значимые
части. И само разделение пространства и его освещения сопровождалось особыми
священными обрядами и ритуалами.
Именно в античности,
в древнейшем городе Риме 61 или 62 – ок. 113 н.э., Плиний Младший описывал
удивительный внешний и внутренний облик вилл, в которых наиболее полно
проявился взгляд на жилище и пространство этого времени. Это были удивительные
дома, где причудливая лепнина на потолках и роскошь цветовой гаммы оставляли
ощущение гармонии и покоя. Причем важным было не только внутреннее убранство
виллы, но и то, что вокруг – удивительные сады.
Именно в римской
архитектуре особой внимание уделяется окну. А. Ригль пишет, что «античное
стремление к замкнутости не могло сохраниться надолго и что ее нарушение
вытекало из потребности в пространстве. Окна, уводящие взор, знаменуют новый
этап в развитии архитектуры: отныне здание строится не как изолированное тело,
но в связи с беспредельным пространством».
Более того, в Риме
существовал закон, который охранял…вид из окна. «Есть и такой сервитут – не
преграждать вида», а также: «Никто не должен преграждать более приятного и
свободного вида»…Цицерон писал:«Ты критикуешь узость окон (в моем
доме), но знай, что ты этим критикуешь авторитет “Киропедии”. Ибо, когда я об
этом самом сказал (архитектору) Киру, он возразил, что при широких окнах не так
приятна перспектива зеленых лужаек».
Пространства,
созданные для того, чтобы ими любоваться. Лукиан с восторгом пишет об одном из
таких пространств: постижение красот его «нуждается не в ограниченном человеке,
но в зрителе одаренном, который не судит по одному только виду, но мудрым
размышлением сопровождает свое созерцание», и те, кто входят в такой дом,
«превращаются в зрителей», и никто не сможет «своими речами отвлечь их мысли от
зрелища».
Возможно, именно в
воспоминании о римской эстетике оформления пространства мы ищем там, где
проводим время, не только удобство, функциональность, соответствие современным
стандартам качества. Мы ищем индивидуального. И важно, чтобы глаз наш находил
прекрасное не только в доме, но и там, где мы проводим – к счастью или сожалению
– большую часть времени: в нашем офисе. Пусть нам не изменить вид из окна, как
могли это сделать владельцы вилл в тенистых рощах Рима, но в арсенале
дизайнеров компании «Вира-АртСтрой» непременно найдутся идеи, которые позволят
создать иллюзию пространства, которым можно наслаждаться. И в котором можно
поразмышлять не только о работе.