По утверждению
психологов и педагогов у детей до 7 лет восприятие окружения происходит
чувственно, определяется не логикой мышления, а эмоциональной
насыщенностью." Это ключ к пониманию оформления детского интерьера.
Действительно,
руководствуясь самыми профессиональными рекомендациями, можно создать множество
рациональных и разных интерьеров. А для детей все они окажутся совершенно
одинаковыми, утилитарно скучными, не позволяющими соединить реальность и
сказку, создать ту эмоциональную насыщенность, которая так необходима для
детского мышления. Поэтому, если вы смогли отвести небольшую комнату в
изолированной части квартиры для детей - это половина дела.
Самое главное - дать
им устроить и оборудовать ее по своему вкусу и желанию. Задача родителей -
помочь им в этом. Необходимо купить самую простую мебель или попробовать
изготовить ее своими руками. Вряд ли детей радует тяжелая дорогостоящая мебель,
многопредметные наборы, загромождающие все пространство.
Свободное пространство
посредине комнаты для детей младшего возраста - одно из условий организации ее
интерьера. В поиске вариантов размещения мебели не стоит увлекаться четким
зонированием: дети играют везде, спят на кровати, а делают уроки за столом. Но
иногда они делают все наоборот. Поэтому непременным условием является максимум
свободного пространства. Мебель расставьте у стен, обеспечив место для игр и
развлечений. Все предметы, которые можно переставлять, разместите в легко
доступных местах.
Вариантность интерьера
детской комнаты должна удовлетворять требованиям периодического изменения
обстановки, состава и размеров мебели с учетом потребностей развития детей.
Особенность детской комнаты в том, что предъявляемые требования к ней постоянно
меняются. За десять-пятнадцать лет маленькие дети становятся подростками. В
соответствии с этим должен меняться и интерьер комнаты, характер мебели.
Преимущество упрощенной мебели - многовариантность использования. Собранная из
отдельных элементов она «растет» вместе с ребенком. Увеличение ее габаритов и
усложнение достигается путем перекомпоновки, подсоединения дополнительных
частей. Оборудование комнаты для детей старшего возраста зависит от габаритов
комнаты, количества детей и их возраста. В удлиненной комнате до 12 м2, где живет двое детей,
вдоль одной стены можно поставить два стола и шкаф для одежды, у
противоположной - два стационарных спальных места. Большое значение для детей
имеет удобная постель. Практичны комбинированные кровати, убирающиеся на день,
или двухъярусные, занимающие минимальную площадь. Удобны также стационарные
спальные места с выдвижными ящиками для игрушек. При изготовлении кровати
необходимо помнить, что длина спального места детей до трех лет должна
составлять 90...100 см, до пяти-семи лет -120...135 см.
Двухъярусная кровать
всегда нравится детям, удобна в детской комнате, так как позволяет экономно
использовать площадь помещения. Ее изготовление вполне под силу домашнему
умельцу. Можно использовать стандартные односпальные матрацы. Только они должны
быть на деревянной раме или коробке. Оба матраца навешивают на опорные стенки,
прикрепляя четырьмя болтами каждый. Опорная стенка состоит из двух щитков
высотой 1700 и шириной 250 мм,
соединенных между собой круглыми палочками диаметром 16—18 мм и длиной 280 мм. Палочки эти
располагают на расстоянии 100
мм друг от друга в гнездах глубиной 40 мм и закрепляют клеем. По
этой лесенке ребенок будет подниматься на второй ярус кровати (она в какой-то
степени может заменить и шведскую стенку). Матрацы покрывают декоративной
тканью, которую также можно использовать для обивки стульев, штор, подушен,
коврика на стене или на полу.
Детский рабочий
уголок следует оборудовать с учетом возраста ребенка, его наклонностей и
характера. Необходимо, чтобы размеры мебели соответствовали возрасту. Например,
для ребенка пяти-шести лет сиденье должно быть на расстоянии 30 см от пола, а высота
спинки составляла 55 см,
а для семи-девяти летнего сиденье поднимают на 5 см, а высоту спинки - до 63 см, в 11-12 лет ребенку
рекомендуют сидеть на стуле с расстоянием от пола в 40 см. В дальнейшем
необходимость в специальной мебели отпадает, можно использовать обычную. Дети в
любом возрасте с увлечением рисуют, любят устраивать выставки своих рисунков.
Деревянная рейка, прибитая к одной из свободных стен, позволит легко крепить
кнопками детские рисунки и аппликации. Для рисования мелками можно прикрепить
специальную доску.
Парту для занятий или
столик для игр необходимо размещать так, чтобы свет в дневное и вечернее время
падал слева. Светильники должны быть рассеянного света с абажурами,
подкрашенными снаружи в яркие тона. При выборе формы светильника и его
местоположения около рабочего стола нужно позаботиться, чтобы вся
горизонтальная поверхность откидной или стационарной доски освещалась
равномерно.
Декоративность
интерьера комнаты для детей, ее пространственное и цветовое решение являются
исключением по сравнению со всеми остальными помещениями в доме. Общеизвестно
влечение детей ко всему яркому и броскому - исходный момент в оформлении
детской комнаты, в подборе цвета стен, мебели, тканей, сочетания их с яркими
игрушками, плакатами, книгами. Детский интерьер, в первую очередь, должен быть
интересным и занимательным, он должен вызывать ассоциации, развивать
воображение. Когда мы наблюдаем за детьми, сооружающими из кресел и пледа себе
дом или играющими просто под столом, мы понимаем их стремление к необычному,
сказочному пространству для игры.
Сценарии интерьера
детской комнаты могут быть самыми различными. Осуществлять их легко, когда они
учитывают интересы и увлечения детей.
Вариант 1. «Комната
путешественника», например, по цветовому решению может быть светлой, голубой в
сочетании с бежевым, коричневым, белым. В решении стен, мебели и оборудования
не должно быть ярких, контрастных сочетаний, крупных рисунков обоев, тканей.
Все внимание должно быть обращено на множество вещей, связанных с туризмом,
путешествиями, географией, которые необходимо красиво разместить. Карта,
глобус, фотографии стран и континентов, модели кораблей, книги и интересные
трофеи, принесенные в дом из походов и поездок по родному краю,- все придаст
интерьеру загадочный колорит странствий, который так любят школьники. Если одна
стена комнаты занята столом, кроватью и шкафом, то на другой можно разместить
открытые стеллажи в виде двух горизонтальных полос: нижний, высотой 90 см, поставить, на пол, а
верхний, высотой 60-90 см,
навесить к стене под потолком. Стеллажи удобны для хранения и экспозиции книг,
мелких предметов: на стене можно размещать карты, фотографии, картины; на
нижней тумбе можно ставить глобусы, модели и другие высокие предметы.
Вариант 2. «Комната
исследователя» или «Юного натуралиста» производит на первый взгляд впечатление
настоящей лаборатории. В ней больше, чем в обычной детской комнате, столов, которые
организованы в виде одной рабочей плоскости у окна, или Г - образно объединены
с письменным столом. Множество комнатных растений, аквариум, коллекции
минералов, яркие, красиво оформленные аппликации из листьев и цветов,- все это
хорошо выглядит на белом фоне мебели, стен. Можно использовать и темно-зеленые,
коричневые цвета стен при светлой мебели, ярко оранжевых или желтых деталях.
Комнату исследователя украсят детали из прозрачной и цветной пластмассы,
стеклянные сосуды, металлические предметы.
Вариант 3. «Комната
спортсмена» должна иметь яркий, наполненный жизненным оптимизмом и энергией
интерьер. В ней можно увидеть и спортивный инвентарь, поражающий техническим
совершенством и яркостью красок, и награды, призы, фотографии, афиши
соревнований, сувениры и коллекции значков о спорте, красочные плакаты и
эмблемы олимпийских игр. Подвешенная под потолком модель планера и коллекция
моделей летательных аппаратов на стеллаже говорят об увлечении авиамодельным
спортом.
Вариант 4. «Комната
мастера» подходит детям старшего возраста, которые увлекаются радиоделом,
выпиливанием или выжиганием, любят возиться с разными техническими приборами,
конструировать и изобретать. Для этого в комнате школьника должно быть выделено
место для занятий своим любимым делом. У каждого школьника, любящего мастерить
из металла, дерева, пластмассы и т п., должны быть надлежащие условия для
работы, специальный инструмент, который он обязан беречь и хранить в особом
месте. Так, рабочий стол удобно собрать из деревянных стоек, к которым
прикрепить горизонтальные бруски, крышку стола (60X120 см), дверцы, и выдвижных
ящиков. В зависимости от его размеров на нем можно выполнять слесарные или
столярные работы. Кроме этого стола, к нему крепят дополнительный (60X60 см),
который является рабочей поверхностью. Тогда общая длина стола получается 180 см. Для столярных работ
на столе размещают столярную доску. Инструмент удобно размещать на специальных
перфорированных щитах, откуда он хорошо просматривается. В древесностружечных
плитах делают сквозные отверстия, в которые вставляют проволочные держатели для
инструмента, гвоздей, винтов, шурупов и т. д. В полках располагают маленькие
выдвижные коробки, выполненные из фанеры. В зависимости от расположения
мастерской, щиты с инструментом могут быть укреплены на стене, на столбах. Их
легко снять и перенести в другое место.
Вариант 5.
«Мастерская художника», как тема решения детской комнаты, подходит для детей
любого возраста. Два главных ее элемента - это место для занятий рисунком,
живописью, лепкой и выставка работ юного художника. Для цветового решения в
этом случае подходят сочетания светло-серых, серо-голубых и белых цветов. На их
фоне детские рисунки и акварели будут выглядеть особенно привлекательно. Мебель
и стены желательно отделать устойчивыми материалами с пластмассовыми или
пленочными покрытиями, на которых следы краски легко удаляются. Самым удачным
сценарием для решения интерьера детской комнаты в вашей квартире будет тот,
который вы сами придумаете и осуществите с детьми, одновременно играя и делая
серьезное полезное дело. Но даже если все удалось и работа закончена, надо не
забывать, что через некоторое время можно внести изменения, дополнить новыми
деталями, заменить простые сочетания цветов более сложными. Детский интерьер
требует постоянного обновления предметами, которые отвечают возрасту детей, их
представлениям об окружающем мире. На месте детских игрушек появляются первые
книги, затем школьные учебники, модели, поделки. Одни любят мастерить, другие
увлекаются радиотехникой, спортом, музыкой. Один период сменяется другим, и на
каждом этапе предмет увлечения для ребенка - это самый главный и самый красивый
элемент интерьера. Не стоит разубеждать его в этом, даже если это не так, как
вам хочется,- у детей свои представления о красоте и порядке.