Людвиг Мис вон дер
Роэ был одним из основоположников рационалистической архитектуры в Германии, а
после Второй Мировой войны он стал одним из ведущих архитекторов США. Людвиг
стремился к предельной простоте своих сооружений: «Они должны быть простыми, но
и одновременно благородными», - говорил зодчий.
Мис родился 27 марта
1886 года в Аахене. Людвиг не имел строительного образования. Интерес к
строительству привил ему отец, мастер-каменщик. С 15-ти лет он помогает местному
архитектору в выполнении чертежей штукатурных орнаментов. В 1905 году Мис уехал
в Берлин, где работал сначала у Бруно Пауля, одного из лучших в то время
специалистов по архитектуре и оборудованию интерьеров, а с 1908 года - в
мастерской Петера Беренса. Тогда она была единственной в Германии, где молодое
поколение могло найти то, в чем оно нуждалось. Беренс поручил молодому Мису
надзор за строительством посольства Германии в Петербурге. Три года,
проведенные в мастерской Беренса, заложили основы формирования Миса как
архитектора, усвоившего и неоклассические идеи, и технико-промышленные аспекты
творчества своего учителя. Определенное влияние на молодого архитектора оказали
и работы Райта, которые он видел на выставке в 1910 году в Берлине. В 1913 году
в возрасте 27 лет Мис открыл в Берлине свое проектное бюро.
Под
влиянием экспрессионизма
В годы социальных
потрясений и экономической разрухи, когда строили мало, Мис ван дер Роз
выступил с серией экспериментальных проектов (1919-1924 гг.). Среди них -
проекты стеклянных небоскребов, созданные под влиянием экспрессионизма.
Архитектор искал новый тип конструктивной структуры и, вместе с тем и форму,
полнее всего выявляющую прозрачность и блеск стекла. Проекты двух загородных
домов 1923 года - кирпичный и железобетонный, разработанные Мисом, имеют
неоценимое значение для развития современной архитектуры. В них он выразил
новую концепцию в архитектуре. В руках зодчего плоскостные элементы становились
сферой сочетания разнородных материалов и элементов конструкции стеклянных
стен, железобетона и, впоследствии, мрамора. По наработкам Миса, стена уже не
рассматривалась им как. подчиненный элемент, приобретая самостоятельное
значение. Она была выведена за пределы внутреннего пространства. В этом же
проекте уже наметилось решение планировки дома по функциональному признаку, с
разделением на жилую и хозяйственную зоны. Начиная с 1924 года, этот принцип
становится основным при проектировании жилых зданий. Если Ле Корбюзье берет в
основу геометрическую форму и подчиняет ей функциональное решение, то Мис ван
де Роэ, наоборот, исходит при разработке внешнего облика здания и взаимного
расположения отдельных его частей исключительно из их назначения.
Движение
в сторону рационализма
Мис ван дер Роэ
посчастливилось продемонстрировать свои архитектурные навыки в чистом виде при
строительстве немецкого павильона на Международной выставке 1929 года в
Барселоне. Вместо павильона для размещения экспонатов, он возводит здание,
которое по четкости форм и красоте, примененных материалов (травертин, оникс и
стекло различных оттенков) представляет собой одновременно выставочный павильон
и выставочный экспонат. Проект павильона в Барселоне принес ван дер Роэ мировую
известность. В 1930 году он построил жилой дом Тугендхата в Брэнне. То, что в
Барселоне могло восприниматься как причудливая игра плоскостями и материалами,
здесь превратилось в новую концепцию жилого здания. Дом Тугендхата стоит на
откосе. Мис весьма удачно использовал такое расположение строения,
спроектировав помещения на двух уровнях. Перегородками дом разделен на четыре
функциональные зоны: вход, жилую зону, зону для занятий и столовую. Такой
пространственной композицией Мису удалось (в соответствии со своими
программными установками) учесть все разнообразие повышенных требований
заказчика, не нарушая цельности основного объема делением его на отдельные
мелкие помещения.
Творчество
в Америке
Когда в 1930 году
Людвиг Мис ван дер Роз был во главе организации «Баухауза», он направлял
деятельность общества на изучение, в первую очередь, чисто формальных проблем.
Несмотря на это, нацисты сделали невозможной работу школы в Дессау. Мису ничего
не оставалось, как перевести «Баухауз» в Берлин, а затем, в 1933 году,
распустить организацию. Через четыре года он эмигрировал в США, где годом позже
возглавил архитектурную школу ИТИ - Иллинойского института технологии в Чикаго.
В 1939 году в Америке он получает заказ на проектирование и строительство
Иллинойского технологического института в Чикаго. Архитектор пытается в этом
сооружении выявить единство поверхности, пространства и объема путем применения
единой модульной системы. Ей он подчиняет планировку помещений, интервалы между
отдельными зданиями и членение фасадов. Конструкции были стальными. В
распоряжении архитектора имелись только стандартные профили. Применение
стальных конструкций приводит к простым прямоугольным формам, и Мис находит
способы придать обезличенным заводским строениям архитектурную значимость.
Отличающийся гармонией пропорций, скупостью денежных средств и четкостью
композиций Иллинойский технологический институт стал вершиной всего творчества
знаменитого архитектора. Именно здесь определилась главная архитектурная тема
его построек американского периода -нерасчлененный параллелепипед с вынесенным
наружу каркасом. Планировку комплекса ИТИ он организует по принципу, который в
свое время был положен в основу создания барселонского павильона -
прямоугольные блоки зданий лишь направляют развитие непрерывной системы
пространств. Одновременно с первыми зданиями ЙТИ Мис ван дер Роэ спроектировал
и построил дом Фэрнсуорт в Фоке Ривер (штат Иллинойс, 1946 -1950). Три гладкие
железобетонные плиты - терраса, пол и покрытие - как бы плавают над землей. Они
приподняты на металлических опорах.
В более крупном
масштабе тема открытого павильона использована для здания Краун-холла -
архитектурной школы ИТИ (1952). Первый этаж фактически двухэтажного сооружения,
имеющий традиционную планировку, заглублен в землю. Композицию определяет
стеклянный параллелепипед второго этажа. Плоская плита его покрытия подвешена к
мощным металлическим рамным конструкциям, выведенным наружу. Архитектурная тема
- нерасчлененный прямоугольный объем - положена в основу небоскребов ван дер
Роэ. Цельное внутреннее пространство здесь заменяет сумма равноценных
стандартных этажей и пространственных ячеек. Конструктивный каркас небоскребов
скрыт за их внешней оболочкой. Самые известные небоскребы Миса - это жилые дома
в Чикаго на Лейк-Шоо-Драйв (1951г.) и Коммо-нуэлс променад (1957 г.), которые отличаются
лишь деталями от контор-ского^ здания «Сигрэм-билдинг» в Нью-Йорке (1958 г). Последний
выделяется особой утонченностью проработки деталей и роскошью отделочных
материалов - бронзовый каркас, стены из сиреневого стекла со сплавом золота.
При строительстве
многоэтажных жилых домов в Чикаго архитектор возвращается к выдвинутой им еще в
1919 и 1921 гг. идее высотного дома из стекла. То, что тогда представлялось
мечтой, теперь стало реальностью. Стекло и сталь - единственные средства,
примененные им для воплощения своего архитектурного замысла. Благодаря скупости
использованных средств, выразительности ясной архитектурной формы его ведущая
архитектурная идея «чем меньше, тем лучше» получила четкое выражение. Взятые на
вооружение Ми-сом промышленные материалы -сталь и стекло - требуют для их
использования в архитектуре высокоразвитого художественного чутья. При работе с
этими материалами важно тщательно разработать все детали, учесть малейшие
изменения пропорций. По высказыванию архитектора, здесь важен «органический принцип»
соответствия каждого элемента своему месту в сооружении.
Начинавший работать
как последователь Райта, ван дер Роэ через 40 лет становится его антиподом.
Возник непримиримый антагонизм между романтикой «органичной архитектуры» и
оголенным классицизмом универсальных структур Миса. В начале 1960-х годов,
когда направление исчерпало себя, он оставляет преподавательскую работу в ИТИ.
Крупнейшая его постройка - Музей современного искусства в Западном Берлине (1968 г.) - еще один вариант
воплощения идеалов неоклассицизма в утонченно разработанной металлической
конструкции. Здание в Берлине- это последняя работа мастера, скончавшегося
летом 1969 года в Чикаго. Свою эстетическую концепцию Мис ван дер Роэ связывал
с идеалистической философией неотомизма, согласно которой истоки прекрасного
сконцентрированы в целостности, внутренней уравновешенности формы,
математической чистоте ее пропорций. В абстрактности элементарных
геометрических фигур, ясности прямого угла и параллельных линий Мис видел
воплощение «высшей гармонии». Кристаллические формы творений зодчего были
использованы крупными проектными фирмами США. На какое-то время они стали едва
ли не обязательными при возведении новых административных и коммерческих зданий
в странах Западной Европы.